ГЕНЕРАЛЬНОЕ КОНСУЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
в г.РУСЕ (РЕСПУБЛИКА БОЛГАРИЯ)
    Главная Новости МИД России Полезные ссылки Бланки Российские СМИ Посольство Представительства

1. Мы граждане России, живем в Болгарии, у нас родился ребенок, его не регистрируют в органах МВД Болгарии, требуют вписать в паспорт к родителю, как это сделать и что для этого нужно?

Прежде, чем вписать ребенка в паспорт или оформить ему свой паспорт необходимо оформить гражданство России по рождению. Процедура бесплатная, для ее оформления нужно одному из родителей заполнить заявление, приложить копии паспортов, свидетельства о рождении (должно быть переведено на русский язык и нотариально заверено в верности перевода), свидетельство о браке (если отец и мать ребенка в браке). После принятия решения (срок до месяца, но обычно 1-2 недели) можно написать заявление на оформление паспорта или вписания в паспорт к родителю. Это стоит 10 долл. США. Потребуются 3 фотографии родителя, заполняющего заявление.

2. Я решила выйти замуж за гражданина Болгарии, расписаться решили в Варне. Болгарские органы регистрации сказали, что нужна какая-то справка от Генконсульства о том, что я разведена.Что это за справка, как ее оформить, какие документы нужно предоставить?

Да, Вам нужно оформить справку об отсутствии препятствий к браку. Для ее оформления необходимо в генконсульстве заполнить заявление установленного образца, с собой также надо иметь российский загранпаспорт, желательно и внутренний, а также документ подтверждающий расторжение предыдущего брака (если были в браке), понадобится копия личной карточки будущего супруга, гражданина Болгарии. Стоимость оформления такой справки 20 долл.США.

3. В миграционной службе для продления разрешения на временное проживание требуют справку о несудимости. Мне сказали, что в России она оформляется не меньше месяца, а я так на долго выехать из Болгарии не могу – работа. Можно ли мне оформить ее в консульстве или надо ехать обязательно в Россию?

В Россию за этой справкой ехать не обязательно. Ее можно истребовать и через Генеральное консульство. К тому же Вы к справке российского образца получите справку на болгарском языке, которая поможет избежать дополнительных действий, связанных с переводом документа. Стоит запрос в Россию 40 долл.США. Как правило все необходимые мероприятия по проверке занимают 2-3 недели.

4. Я уже полгода живу в Ямболе. Есть ли какая-то организация соотечественников, где я могла бы пообщаться, найти подруг. Проводят ли они какие-нибудь встречи, устраивают ли концерты?

Так называемые Русские Клубы есть в каждом областном городе нашего консульского округа, да и в больших районных городах. Их контактные телефоны:

Русский Клуб г. Ямбол - Иванова Надежда Викторовна 0894 449 542

Русский Клуб г. Шумен –Стилиянова Тамара Федоровна 0888 446 019

Русский Клуб г. Сливен –Павлова Тамара Ивановна 0885 968 623

Русский Клуб г. Добрич – Димитрова Лариса Степановна 0888 205 744


Русский Клуб г. Варна – Колишева Наталья Кузьминична 0896 896 039

Русский Клуб г. Бургас – Липова Татьяна Владимировна 0886 753 104

Представляется, что если возникают какие-то вопросы даже бытового характера можно обращаться к соотечественникам и Вы получите поддержку, хотя бы советом. Безусловно, проводятся и мероприятия, и самодеятельность имеется, свяжитесь с руководителем Клуба и узнайте об этом поподробней.

В г. Бургас работает офис Почетного консула Российской Федерации Тонко Фотева, обратиться в его офис можно по различного рода вопросам, включая оформление паспортов, гражданства, справок о несудимости и т.д. адрес Бургас ул.Царь Симеон I, д.111 телефон: 056 83 07 07.

5. Находясь в Болгарии, я утратил российские документы. Что делать?

Прежде всего, после обнаружения пропажи документов Вам необходимо незамедлительно обратиться в полицию и получить соответствующую справку. В ней подтверждается факт обращения в полицию в связи с утратой паспорта, данные которого также, по возможности, следует указать в справке. Если в полиции отказываются выдавать подтверждение об утрате документа, постарайтесь объяснить, что такой документ Вам необходимо получить в том числе и затем, чтобы Вашим паспортом не смогли воспользоваться недобросовестные лица.

Во-вторых, обратиться в Генконсульство с заявлением об утрате загранпаспорта. Если Вы постоянно проживаете в Болгарии (т.е. сняты с регистрационного учета на территории Российской Федерации) и состоите на консульском учете в Генконсульстве, необходимо обратиться в отдел паспортов и учета для оформления нового загранпаспорта.

Если Вы временно находитесь в Болгарии (т.е. зарегистрированы по месту жительства на территории Российской Федерации), необходимо также обратиться в отдел паспортов и учета для оформления загранпаспорта. Для подачи документов на оформление нового загранпаспорта взамен утраченного необходимо предъявить действительный «внутренний» паспорт гражданина Российской Федерации с отметкой о регистрации на территории России. В случае отсутствия такой отметки или «внутреннего» паспорта потребуется провести проверку наличия гражданства Российской Федерации с направлением соответствующего запроса в территориальный орган ФМС России по месту жительства на территории России (проверка может занять продолжительное время, порядка 3—6 месяцев).

В случае, когда российский гражданин, выехавший за рубеж в краткосрочную поездку, оказывается без заграничного паспорта в результате утраты, ему выдается свидетельство на въезд (возвращение) в Российскую Федерацию. Для оформления указанного документа гражданин должен лично явиться в Генконсульство и подать письменное заявление, к которому необходимо приложить:
– опросный лист установленного образца (выдается на месте);
– документ, выданный компетентными органами страны пребывания, подтверждающий факт обращения гражданина по поводу утраты паспорта;
– 3 фотографии размером 3x4 см;
– документы, позволяющие безошибочно установить личность заявителя и место его жительства в Российской Федерации ("внутренний" паспорт, военный билет, служебное удостоверение с фотографией, водительское удостоверение и др. При отсутствии вышеупомянутых документов – заверенные в установленном порядке заявления не менее 2-х граждан России, подтверждающие личность заявителя).

Внимание! Свидетельство на возвращение в Российскую Федерацию может быть выдано только после получения консулом всех необходимых сведений о заявителе, исключающих любые сомнения относительно его личности и принадлежности к гражданству Российской Федерации. Свидетельство выдается сроком на две недели.

6. Какие нотариальные действия можно совершать в Генеральном консульстве?

Прежде всего следует сказать, что любое нотариальное действие совершается при наличии личного заявления, предъявлении всех необходимых для этого документов и после уплаты консульского сбора.

Заверение копии документа производится только при предоставлении оригинала этого документа.

Заверение подписи на документе совершается в присутствии консула, при этом – свидетельствуя подпись, консул не удостоверяет факты, изложенные в документе, а подтверждает, что подпись сделана определенным лицом.

Заверение верности перевода документа производится только после его заверения болгарским нотариусом.

Факт нахождения российского гражданина в живых или его нахождения в определенном месте устанавливается только при личной явке гражданина.

Для удостоверения доверенностей заявитель должен предоставить свой паспорт и «установочные данные» на лицо, которому он доверяет – это его фамилия, имя, отчество, дата рождения, номер паспорта (где и когда он выдан), место проживания. При удостоверении доверенности проверка принадлежности имущества доверителю на праве собственности или ином вещном праве не требуется.

Отказ в совершении нотариального действия может последовать в случае, если с просьбой о его совершении обратился недееспособный гражданин, либо если совершение такого действия противоречит законодательству Российской Федерации.

7. Я гражданин России, проживаю в Москве, но имею болгарское разрешение на временное проживание, въехал в Болгарию на собственном автомобиле на российских номерах. Сколько по времени мой автомобиль может находиться в Болгарии?

В соответствии с таможенными правилами Болгарии и Евросоюза Ваш автомобиль может находиться на территории Болгарии до 6 месяцев. В случае нарушения сроков при выезде Вам придется заплатить на границе штраф и необходимые сборы по таможенному оформлению. Имеются исключения, по которым необходимо в каждом конкретном случае проконсультироваться непосредственно в таможенных органах Республики Болгарии.

8. Мне через год предстоит оформлять пенсию. Живу сейчас постоянно в Болгарии, но в России трудовой стаж 35 лет. С чего начать оформление?

Договор между Российской Федерацией и Республикой Болгарией о социальном обеспечении, подписанный в г. Москве 27 февраля 2009 г ., вступил в силу 20 марта 2010 года. Договор основан на принципе пропорциональности, который заключается в обеспечении пенсией правомочного лица каждой из Договаривающихся Сторон из собственного бюджета исходя из величины пенсионных прав, приобретенных на ее территории.

К предмету Договора для Российской Федерации относятся трудовые пенсии по старости (в том числе досрочные), инвалидности, по случаю потери кормильца, а также социальные пенсии.

На основании статьи 1 Договора в понятие «пенсии» включаются все их составные части, повышения и надбавки к ним, за исключением накопительной части трудовой пенсии, предусмотренной в соответствии с законодательством России.


Чтобы относиться к кругу лиц, на которых распространяется действие Договора, необходимо отвечать следующим условиям:

- являться гражданином Российской Федерации или Республики Болгария;

- проживать на территории России или Болгарии;

- подпадать под действие законодательства Российской Федерации или Республики Болгарии, регулирующего отношения, входящие в предмет Договора.

Для установления и выплаты российской пенсии гражданин, проживающий в Болгарии, должен обращаться в Национальный страховой институт (НОИ) Республики Болгария и (или) его территориальные подразделения, которые осуществляют необходимое взаимодействие с Пенсионным Фондом России www.pfrf.ru по вопросам его пенсионного обеспечения.

В случае смерти гражданина, находившегося в сфере действия Договора, у членов его семьи может возникнуть право на пенсионное обеспечение по случаю потери кормильца.

Социальные пенсии (в России 65 лет для мужчин и 60 для женщин) и пенсии, не связанные с трудовой деятельностью (в Болгарии), устанавливаются и выплачиваются в соответствии с законодательством государства, на территории которого проживает лицо. Это означает, что социальная пенсия в Болгарию выплачиваться не может.

Гражданам других государств, в том числе государств – бывших республик СССР, право на пенсионное обеспечение по нормам Договора не предоставлено.

Военнослужащие и приравненные к ним в пенсионном обеспечении лица, а также государственные гражданские служащие не относятся к кругу лиц, на которых распространяется действие Договора для нашей страны.

Заявления о назначении пенсии, поступившие от граждан, проживающих в Болгарии, до 20 марта 2010 г. рассматривались в порядке, определенном российским законодательством, и по ним принимались соответствующие решения.

При обращении граждан за назначением пенсии, начиная с 20 марта 2010 г., пенсии устанавливаются в соответствии с нормами Договора.

В соответствии с Договором для определения права на пенсию во внимание принимается (суммируется) страховой (трудовой) стаж, имевший место на территории России и Болгарии, кроме случаев, когда периоды этого стажа совпадают по времени их приобретения.

При этом подсчет и подтверждение страхового (трудового) стажа осуществляется согласно законодательству Договаривающейся Стороны, назначающей пенсию.

Лица, проживающие в Болгарии и уже получающие российскую пенсию, могут быть переведены на пенсионное обеспечение по Договору только по их волеизъявлению. На основании статьи 23 Договора пенсии, назначенные до его вступления в силу, могут быть пересмотрены в соответствии с положениями Договора на основании заявления лица с первого числа месяца, следующего за месяцем подачи этого заявления,


но не ранее дня вступления в силу Договора. При этом такой пересмотр на дату подачи заявления не может повлечь уменьшения размера пенсии. Во избежание перерасчета пенсии по договору в меньшую сторону, категория граждан уже получающая российскую пенсию может попросить направить через НОИ заявление (приложение №2) с пометкой ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ РАСЧЕТ ПО ДОГОВОРУ, в этом случае пенсия, выплачиваемая ранее приостанавливаться не будет. Принимать окончательное решение о переходе на выплату пенсии по Договору, рекомендуем после того, как сумма пенсии в расчете по новому договору, полученная из Пенсионного фонда России, устроит пенсионера!

Назначение, перевод с вида на вид, перерасчет и пересмотр пенсий осуществляется на основании заявления, заполняемого по форме, применяемой в стране проживания гражданина, и необходимых документов, представляемых застрахованным лицом в компетентное учреждение той Договаривающейся Стороны, на территории которой он проживает.

Примерный перечень документов, которые необходимо представлять гражданам, постоянно проживающим в Болгарии, для оформления российской трудовой пенсии в соответствии с Договором прилагается.

Заявление об установлении или пересмотре пенсии по нормам Договора, поданное согласно законодательству одной Договаривающейся Стороны в компетентное учреждение этой Стороны, считается одновременно поданным в компетентное учреждение другой Договаривающейся Стороны. При этом датой подачи заявления считается день обращения за получением пенсии в компетентное учреждение первой Договаривающейся Стороны.

Согласно пункту 4 статьи 11 Договора компетентные учреждения договаривающихся сторон обмениваются списками получателей пенсий по состоянию на 31 декабря каждого года, в связи с этим тем пенсионерам, которые оформили пенсию по новому договору(через НОИ), ежегодное предоставление в Пенсионный фонд России справки о нахождении в живых, оформляемой после 31 декабря в консульском загранучреждении НЕ ТРЕБУЕТСЯ!

ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ
документов, которые необходимо представлять в НОИ гражданам Российской Федерации и Республики Болгарии, постоянно проживающим в Болгарии, для оформления российской трудовой пенсии в соответствии с Договором между Российской Федерацией и Республикой Болгарией о социальном обеспечении

 

Наименование документов, представляемых в Национальный страховой институт Болгарии

Направляется в Пенсионный фонд Российской Федерации

 

1

Заявление о назначении пенсии

Формуляр о назначении (пересмотре или предварительный расчет) пенсии (Приложение 2)

 

2

Документ, удостоверяющий личность, возраст, место жительства, принадлежность к гражданству

Направляется копия паспорта (загранпаспорта, вида на жительство)

 

3

Страховое свидетельство обязательного пенсионного

 

 

страхования (если имеется)

Направляется копия.

 

 

В случае отсутствия страхового свидетельства представляется анкета застрахованного лица, которая заполняется четким почерком, без исправлений, на основании свидетельства о рождении и заграничного паспорта гражданина Российской Федерации, удостоверения личности гражданина Республики Болгарии

 

4

Документы о страховом (трудовом) стаже, приобретенном на территории Российской Федерации (СССР)

Направляется четкая, читаемая копия трудовой книжки либо оригиналы справок  о периодах работы.

Справка о страховом (трудовом) стаже должна содержать номер и дату выдачи, фамилию, имя, отчество лица, которому выдается документ, число, месяц и год его рождения, место работы, период работы, профессию (должность), основания  выдачи (приказы, лицевые счета и другие документы).

Если справка выдается правопреемником, должны быть отражены сведения о реорганизации с указанием номера и даты документа о реорганизации.

Документы, представляемые для подтверждения страхового (трудового) стажа, должны быть подписаны руководителями предприятий, организаций (кадровых служб) и заверены печатью

 

5

Военный билет

Направляется копия военного билета.

Представляется в случае прохождения военной службы.

В случае отсутствия военного билета может быть представлен оригинал справки военного комиссариата, воинских подразделений, архивных организаций о периоде прохождения военной службы

 

6

Документ об окончании учебного заведения

Направляется копия диплома об окончании училища, среднего специального или высшего учебного заведения, документ о пребывании в аспирантуре, докторантуре, клинической ординатуре

 

7

Документ, подтверждающий рождение  ребенка:

а) в целях включения в страховой (трудовой) стаж периодов ухода  неработающей матери за детьми до достижения ими возраста полутора лет;

б) для установления повышенного размера пенсии с учетом нетрудоспособного иждивенца

Направляется:

а) копия свидетельства о рождении ребенка и документ, подтверждающий достижение им возраста полутора лет (копия паспорта, копия свидетельства о браке, копия свидетельства о смерти, справки жилищных органов о совместном проживании и др. документы, содержащие необходимые сведения);

б) копия свидетельства о рождении ребенка

 

 

8

Для назначения досрочной трудовой пенсии по старости

Направляются оригиналы справок, подтверждающих льготный характер работы или копии документов, свидетельствующих о наличии права на назначение досрочной пенсии, оформленные в соответствии с российским законодательством

 

9

Документ, подтверждающий изменение фамилии, имени, отчества

Направляется копия свидетельства о браке, свидетельства о перемене фамилии, имени, отчества, свидетельства о расторжении брака, записи акта гражданского состояния либо оригинал справки о браке, выданной органами ЗАГС или оригинал справки компетентных органов (должностных лиц) иностранных государств

 

10

Справка о заработной плате за любые 5 лет подряд трудовой деятельности до 01.01.2002, которая осуществлялась на территории Российской Федерации (СССР)

Представляется в оригинале.

Справка должна содержать номер и дату выдачи, фамилию, имя, отчество лица, которому выдается документ, сведения о денежных единицах, в которых указан заработок, основания  выдачи (лицевые счета, платежные ведомости), указание, что в заработок не включены единовременные выплаты и компенсация за неиспользованный отпуск, а также информацию об отчислении взносов в ПФР (если справка содержит сведения о заработной плате за период с 1991 по 2001 годы включительно).

В случае, если справка выдается правопреемником, должны быть отражены сведения о реорганизации со ссылкой на соответствующие документы.

Справка о заработной плате должна быть подписана руководителем предприятия, главным бухгалтером и заверена печатью

 

11

Документ, подтверждающий факт смерти и дату смерти гражданина (для назначения пенсии по случаю потери кормильца)

Направляется копия свидетельства о смерти либо копия решения суда о признании гражданина безвестно отсутствующим или объявлении его умершим

 

12

Документ, подтверждающий родственные отношения с умершим кормильцем (для назначения пенсии по случаю потери кормильца)

Направляется копия свидетельства о рождении, свидетельства об усыновлении, свидетельства о браке, свидетельства о расторжении брака, копия записи акта гражданского состояния, оригинал справки жилищных органов или органов местного самоуправления, оригинал справки паспортно - визовых подразделений Министерства внутренних дел Российской Федерации и иные документы, содержащие требуемые сведения, а в необходимых случаях - решение суда об установлении данного факта

 

13

Документы, подтверждающие нахождение нетрудоспособных членов семьи на иждивении (для назначения пенсии по случаю потери кормильца)

Направляется оригинал справки жилищных органов или органов местного самоуправления, справки о доходах всех членов семьи и иные документы, содержащие требуемые сведения, а в необходимых случаях - решение суда об установлении данного факта (иждивение детей умерших родителей, не достигших возраста 18 лет, предполагается и не требует доказательств, за исключением указанных детей, объявленных в соответствии с законодательством Российской Федерации полностью дееспособными)

 

14

Документ об установлении инвалидности (для назначения пенсии по инвалидности)

Направляется оригинал выписки из акта освидетельствования в учреждении Государственной службы медико - социальной экспертизы Российской Федерации.

В случае отсутствия вышеуказанной выписки  – направляется личное заявление гражданина о проведении заочного медицинского освидетельствования (в произвольной форме) и медицинские документы, содержащие достаточную информацию о состоянии здоровья заявителя, причинах утраты трудоспособности, а также рекомендации по реабилитации

Все направляемые для назначения пенсии копии документов должны быть заверены Национальным страховым институтом Болгарии, нотариусом или консульским учреждением Российской Федерации.


9. Расскажите пожалуйста по подробней о материнском капитале

О получении материнского (семейного) капитала

Федеральный закон от 29.12.2006 № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» вступил в силу с 1 января 2007 года и применяется к правоотношениям, возникшим в связи с рождением (усыновлением) ребенка (детей) в период с 1 января 2007 года по 31 декабря 2016 года.

В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2006 № 256-ФЗ право на получение материнского (семейного) капитала возникает при рождении (усыновлении) ребенка (детей), имеющего гражданство Российской Федерации у следующих граждан Российской Федерации независимо от места их жительства:

- женщин, родивших (усыновивших) второго, третьего или последующих детей начиная с 01.01.2007, если ранее она не воспользовалась правом на дополнительные меры государственной поддержки;

-мужчин, являющихся единственными усыновителями второго, третьего или последующих детей, ранее не воспользовавшихся правом на дополнительные меры государственной поддержки, если решение суда об усыновлении вступило в законную силу начиная с 01.01.2007.

Документом, подтверждающим право на дополнительные меры государственной поддержки, предусмотренные Федеральным законом от 29.12.2006 № 256-ФЗ, является государственный сертификат на материнский (семейный) капитал.

Граждане Российской Федерации лично или их законные представители вправе обратиться в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по месту жительства за получением сертификата в любое время после возникновения права на дополнительные меры государственной поддержки путем подачи заявления о выдаче сертификата.

Граждане Российской Федерации, выехавшие на постоянное жительство за пределы территории Российской Федерации, не имеющие подтвержденного регистрацией места жительства и места пребывания на территории Российской Федерации, для подачи заявления могут обратиться непосредственно в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Заявление подается со следующими необходимыми документами (их копиями, верность которых засвидетельствована в установленном законом порядке):

- удостоверяющими личность, место жительства;

- подтверждающими принадлежность к гражданству Российской Федерации; Удостоверяющими личность, место жительства и полномочия законного представителя (усыновителя, опекуна, попечителя);

-подтверждающими рождение (усыновление) детей;

Подтверждающими смерть женщины, родившей (усыновившей) детей, лишение ее родительских прав, совершение ею в отношении ребенка умышленного преступления, относящегося к преступлениям против личности;


- подтверждающими смерть родителей (усыновителей) или единственного родителя (усыновителя), лишение родителей родительских прав, совершение родителями (усыновителями) в отношении ребенка (детей) умышленного преступления, относящегося к преступлениям протии личности.

Согласно статье 13 Федерального закона от 15.11.1997 № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» документы, выданные компетентным органом иностранного государства и представляемые в целях реализации права на дополнительные меры государственной поддержки, должны быть легализованы, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации, и в соответствии с абзацем 2 пункта 1 статьи 7 данного Закона переведены на государственный язык Российской Федерации (русский язык). Верность перевода должна быть нотариально удостоверена.

Распоряжение средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала осуществляется не ранее чем по истечении трех лет со дня рождения (усыновления) второго, третьего ребенка или последующих детей путем подачи в территориальный орган ПФР заявления о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала.

Средства материнского (семейного) капитала в полном объеме либо по частям могут

быть использованы на:

- улучшение жилищных условий;

-получение образования ребенком (детьми);

Формирование накопительной части трудовой пенсии для женщин, получивших государственный сертификат на материнский (семейный) капитал.

Исходя из норм Федерального закона от 29.12.2006 № 256-ФЗ, распорядиться средствами материнского (семейного) капитала возможно только на территории Российской Федерации.

По вопросам реализации гражданами Российской Федерации, имеющими подтвержденное регистрацией место жительства и место пребывания на территории Российской Федерации, права на дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей, следует обращаться в территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации.

Граждане Российской Федерации, не имеющие подтвержденного регистрацией места ительства и места пребывания на территории Российской Федерации, по тем же вопросам могут обращаться в Департамент социальных выплат.

Исполнительной дирекции ПФР (тел.; 982-05-46, 959-80-42) по адресу:
г.Москва, 119991,
ул.Шаболовка, д.4



Подробней с информацией о консульских вопросах вы можете ознакомиться на сайте консульского департамента www.kdmid.ru.